Программа "Здоровье"
Здоровье-это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье учащихся имеет решающее значение для достижения оптимального здорового общества: они- родители поколений ближайшего будущего. В период обучения в школе определяется дальнейший жизненный путь школьников, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
В последнее время возросла учебная нагрузка, возросла поступающая информация. Всё это обязывает быть высокотребовательным к состоянию здоровья учащихся. Неблагоприятные перемены в состоянии здоровья носят большой социальный ущерб, являются причиной профессиональных ограничений в ряде массовых профессий, затрудняет призыв в ряды Вооружённых сил. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.
Однако в результате порождённых социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется всё меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступно лишь немногим. В такой ситуации как никогда актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказывать школа.
Наиболее распространёнными заболеваниями являются:
- сердечно-сосудистые заболевания -2,4%
- ухудшение зрения (миопия) -11,6%
- сколиоз (нарушение осанки) - 8,3%
- ожирение -1,6%
- заболевания эндокринной системы
Факторы влияющие на здоровье детей:
- образ жизни - 50%;
- окружающая среда - 20%;
- особенности организма, наследственность - 20%;
- медицинская помощь -8-10%
Следовательно, необходима большая профилактическая работа по формированию здоровой среды и здорового образа жизни. Проблема здоровья школьников является одной из актуальнейших задач, перед педагогическим коллективом и родителями.
Цели:
1. Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения (физического, психического и социального), создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха, повышение санитарно-гигиенической грамотности и культуры.
2. Формирование валеологической среды, создание устойчивой мотивации к сохранению здоровья, воспитание у учащихся потребности в здоровье.
Задачи:
1. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма.
2. Увеличение объёма двигательной нагрузки учащихся на уроке и вне урока.
3. Активная и широкая пропаганда и организация здорового образа жизни.
4. Предоставление информации о способах оздоровления организма. Обучение конкретным приёмам и методам оздоровления организма.
5. Установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями по вопросам медицинского обследования, профилактики заболеваний; организация медицинского всеобуча.
6. Проведение углубленных медицинских осмотров учащихся для определения резервных возможностей.
7. Укрепление материально-технической физической культуры в школе.
8. Информирование педагогов и родителей о резервах здоровья и работоспособности учащихся.
9. Обучение школьников пониманию себя и умению быть в мире с собой.
Задачи научного исследования:
1. Выделение детей групп риска и детей с отклонениями в здоровье и организация их оздоровления непосредственно в школе (щадящее питание, коррегирующая гимнастика, общетерапевтическая и физиотерапевтическая санация, сезонное лечение- летние оздоровительные лагеря.
2. Оценка физического развития учащихся.
3. Оценка психического здоровья учащихся.
4. Проведение исследований по оптимальной учебной нагрузке при переходе к дифференцированному подходу обучения одарённых детей.
5. Составление школьного расписания в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
6. Проведение дней ДРК по данной проблеме.
Содержание и способы претворения программы:
1. Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:
ü соблюдение теплового режима (18-20 ° С);
ü поддержание в помещениях школы чистоты;
ü соблюдение нормативов освещенности в классах;
ü организация санитарного контроля за состоянием воды, качеством пищи, приготовляемой в школе;
ü соблюдение гигиенических норм и правил учащимися;
ü организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания учащихся школы;
ü осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся.
2. Условия для здоровья на уроке:
а) санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека:
ü формирование правильной осанки;
ü правильное размещение учащихся при посадке, учитывающее состояние
ü здоровья, смену места и т.д.
ü физкультминутки до 6-го класса включительно;
ü использование мебели, соответствующей росту учащихся;
б) морально-психологические:
ü установка на деятельность и конкретную цель;
ü деловая, деятельная атмосфера;
ü уверенность в успехе;
ü благожелательность;
ü раскованность (отсутствие всяких психологических зажимов).
3. Формирование социально-психологического климата в школьном коллективе, отвечающего следующим требованиям:
ü перспективность, оптимистичность;
ü мажорность, жизнерадостность;
ü уверенность в успехе, результативности как в личной, так и в коллективной
ü деятельности;
ü защищённость учащихся;
ü здоровая состязательность, соревновательность;
ü дух сотрудничества;
ü построение оптимальных целесообразных отношений учитель-ученик.
4. Развитие туризма и краеведения:
ü туристические слёты;
ü учёба туристического актива;
ü общешкольные дни здоровья;
ü походы выходного дня;
ü прогулки в лес;
ü категорийные походы в каникулярные дни;
ü экскурсионно-краеведческая работа.
5. Изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях:
ü увеличение количества уроков физкультуры в отдельных классах за
счёт вариативности;
ü увеличение объёма физической нагрузки на уроке за счёт повышения
моторной плотности, динамичности уроков;
ü нацеленность на конкретные результаты физического развития
каждого отдельного ученика, скоростных, силовых качеств, выносливости;
ü активное включение и использование идеи состязательности свойственной
детям школьного возраста;
ü введение в общеобразовательный процесс уроков валеологии с 1 по 11
классы;
ü широкая мотивация учащихся на повышение своей физической культуры,
формирование красивого тела и вооружение их методикой для
самостоятельных тренировок;
ü увеличение доли времени в уроке на закаливание, улучшение осанки.
ü тестирование учащихся (выполнение стандартных контрольных
физических упражнений).
6. Во внеклассной работе спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности учащихся в спортивных секциях, организуя и увеличивая количество спортивных секций, привлекая со стороны инструкторов, родителей на платной основе за счёт средств РОО. Кроме того, спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:
ü проведение два раза в год «Дня здоровья» - спортивного праздника с участием всего школьного коллектива как комплекса эстафет, соревнований, туризма;
ü организация различных внутришкольных соревнований, весёлых стартов среди учащихся, между учителями и учащимися, спортивных встреч родителей и учащихся;
ü культивировать с младших классов массовость, активность в школьных вечерах, танцах, рассматривая ритмику и танцы как важное дополнительное средство расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной;
ü использование времени перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры);
ü параллельно решая задачу развития умений культурно отдыхать, формируя эстетическую сторону, воспитывать раскованность;
ü беседы, лекции, встречи с интересными людьми;
ü формирование групп ЛФК;
ü формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов школы.
7. Пропаганда ЗОЖ, формирование понимания физиологии здоровья, обучение способам оздоровления организма, раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средою как фактор, влияющий в значительной мере на здоровье на уроках:
ü анатомия и физиология человека;
ü ботаника;
ü биология; Ш химия;
ü физическая культура;
ü ОБЖ;
ü классные часы, уроки этикета.
ü
Этот блок связан со следующими вопросами:
- духовный настрой-через психику мы строим своё тело;
- высокое целеполагание означает также преобразование окружающей действительности, начиная с самого себя;
- активная духовная и физическая жизнь;
- желание быть здоровым, формировать потребность быть здоровым;
- сфера взаимодействия «мужчина-женщина», таящая огромные резервы здоровья, семейные отношения как важные сопутствующие факторы.
8. Вовлечение родителей в совместную деятельность по реализации программы:
ü вести активную работу с родителями, чтобы в каждой семье были лыжи, домашние спортивные принадлежности, чтобы детей приучали делать зарядку, чтобы в субботу и воскресенье предпринимали прогулки на лыжах, в лес и т.д. и т.п.
ü школьные и классные тематические конференции;
ü участие родителей в подготовке и проведении общешкольных оздоровительных мероприятий;
ü поклассное просвещение родителей по данному направлению;
ü организация родительских лекторий.
ü
9. Особое значение имеет установление более тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач.
ü проведение медосмотров, конкретно спланированных с определённой
периодичностью;
ü построение системного учёта состояния здоровья учащихся и
ü прослеживание изменений;
ü профессиональный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований в школе;
ü активная и действенная профилактика инфекционных заболеваний учащихся;
ü проведение физиотерапевтических оздоровительных мероприятий;
ü организация медицинского «ликбеза» через классные часы, уроки ОБЖ,
ü встречи с медицинскими работниками;
ü обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
10. Исследовательская работа. Мониторинг:
ü подведение итогов внутришкольных соревнований и выступлений сборных команд школы в районной спартакиаде;
ü анкетирование;
ü тестирование учащихся (определение уровня физической подготовленности учащихся 3 раза в год).
Ожидаемые результаты:
ü укрепление здоровья школьников;
ü раннее выявление и предупреждение развития пограничных состояний;
ü снижение заболеваемости;
ü совершенствование физического развития и улучшение функционального
ü состояния органов и систем;
ü сокращение сроков восстановления здоровья детей после острых или рецидивов хронических заболеваний.
Данный проект программы «Здоровье» рассчитан на реализацию в течение 3-4 лет и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.