<<Назад

Программа "Здоровье"

Программа "Здоровье"

Здоровье-это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье учащихся имеет решающее значение для достижения оптимального здорового общества: они- родители поколений ближайшего будущего. В период обучения в школе определяется дальнейший жизненный путь школьников, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

В последнее время возросла учебная нагрузка, возросла поступающая информация. Всё это обязывает быть высокотребовательным к состоянию здоровья учащихся. Неблагоприятные перемены в состоянии здоровья носят большой социальный ущерб, являются причиной профессиональных ограничений в ряде массовых профессий, затрудняет призыв в ряды Вооружённых сил. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.

Однако в результате порождённых социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется всё меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступно лишь немногим. В такой ситуации как никогда актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказывать школа.

Наиболее распространёнными заболеваниями являются:

-   сердечно-сосудистые заболевания                     -2,4%        

-   ухудшение зрения (миопия)                                 -11,6%                  

-   сколиоз (нарушение осанки)                                - 8,3%

-   ожирение                                                               -1,6%

-   заболевания эндокринной системы

Факторы влияющие на здоровье детей:

-    образ жизни                                                         - 50%;                                     

-    окружающая среда                                               - 20%;                                                                                  

-    особенности организма, наследственность      - 20%;

-    медицинская помощь                                          -8-10%                                 

Следовательно, необходима большая профилактическая работа по формированию здоровой среды и здорового образа жизни. Проблема здоровья школьников является одной из актуальнейших задач, перед педагогическим коллективом и родителями.

 

Цели: 

1.         Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения (физического, психического и социального), создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха, повышение санитарно-гигиенической грамотности и культуры.

2.         Формирование валеологической среды, создание устойчивой мотивации к сохранению здоровья, воспитание у учащихся потребности в здоровье.

 

Задачи:

1.        Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма.

2.        Увеличение объёма двигательной нагрузки учащихся на уроке и вне урока.

3.        Активная и широкая пропаганда и организация здорового образа жизни.

4.        Предоставление информации о способах оздоровления организма. Обучение конкретным приёмам и методам оздоровления организма.

5.        Установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями по вопросам медицинского обследования, профилактики заболеваний; организация медицинского всеобуча.

6.        Проведение углубленных медицинских осмотров учащихся для определения резервных возможностей.

7.        Укрепление материально-технической физической культуры в школе.

8.        Информирование педагогов и родителей о резервах здоровья и работоспособности учащихся.

9.        Обучение школьников пониманию себя и умению быть в мире с собой.

 

Задачи научного исследования:

1.        Выделение детей групп риска и детей с отклонениями в здоровье и организация их оздоровления непосредственно в школе (щадящее питание, коррегирующая гимнастика, общетерапевтическая и физиотерапевтическая санация, сезонное лечение- летние оздоровительные лагеря.

2.        Оценка физического развития учащихся.

3.        Оценка психического здоровья учащихся.

4.        Проведение исследований по оптимальной учебной нагрузке при переходе к дифференцированному подходу обучения одарённых детей.

5.        Составление школьного расписания в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

6.        Проведение дней ДРК по данной проблеме.

 

Содержание и способы претворения программы:

 

1. Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:

ü      соблюдение теплового режима (18-20 ° С);

ü      поддержание в помещениях школы чистоты;

ü      соблюдение нормативов освещенности в классах;

ü      организация санитарного контроля за состоянием воды, качеством пищи, приготовляемой в школе;

ü      соблюдение гигиенических норм и правил учащимися;

ü      организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания учащихся школы;

ü      осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся.

 

2.   Условия для здоровья на уроке:

а) санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека:

ü        формирование правильной осанки;

ü        правильное размещение учащихся при посадке, учитывающее состояние

ü        здоровья, смену места и т.д.

ü        физкультминутки до 6-го класса включительно;

ü        использование мебели, соответствующей росту учащихся;

б) морально-психологические:

ü        установка на деятельность и конкретную цель;

ü        деловая, деятельная атмосфера;

ü        уверенность в успехе;

ü        благожелательность;

ü        раскованность (отсутствие всяких психологических зажимов).

3.   Формирование социально-психологического климата в школьном коллективе, отвечающего следующим требованиям:

ü        перспективность, оптимистичность;

ü        мажорность, жизнерадостность;

ü        уверенность в успехе, результативности как в личной, так и в коллективной

ü        деятельности;

ü        защищённость учащихся;

ü        здоровая состязательность, соревновательность;

ü        дух сотрудничества;

ü        построение оптимальных целесообразных отношений учитель-ученик.

 

4.  Развитие туризма и краеведения:

ü        туристические слёты;

ü        учёба туристического актива;

ü        общешкольные дни здоровья;

ü        походы выходного дня;

ü        прогулки в лес;

ü        категорийные походы в каникулярные дни;

ü        экскурсионно-краеведческая работа.

 

5.  Изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях:

ü           увеличение   количества  уроков   физкультуры   в   отдельных  классах   за

         счёт вариативности;

ü           увеличение объёма физической нагрузки на уроке за счёт повышения

     моторной плотности, динамичности уроков;

ü           нацеленность   на   конкретные   результаты   физического   развития  

         каждого отдельного ученика, скоростных, силовых качеств, выносливости;

ü           активное включение и использование идеи состязательности свойственной

         детям школьного возраста;

ü           введение в общеобразовательный процесс уроков валеологии с 1 по 11

         классы;

ü           широкая мотивация учащихся на повышение своей физической культуры,

                   формирование красивого тела и вооружение их методикой для

                   самостоятельных тренировок;

ü           увеличение доли времени в уроке на закаливание, улучшение осанки.

ü           тестирование учащихся (выполнение стандартных контрольных

         физических упражнений).

 

6.  Во внеклассной работе спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности учащихся в спортивных секциях, организуя и увеличивая количество спортивных секций, привлекая со стороны инструкторов, родителей на платной основе за счёт средств РОО. Кроме того, спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:

ü           проведение два раза в год «Дня здоровья» - спортивного праздника с участием всего школьного коллектива как комплекса эстафет, соревнований, туризма;

ü           организация различных внутришкольных соревнований, весёлых стартов среди учащихся, между учителями и учащимися, спортивных встреч родителей и учащихся;

ü           культивировать с младших классов массовость, активность в школьных вечерах, танцах, рассматривая ритмику и танцы как важное дополнительное средство расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной;

ü           использование времени перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры);

ü           параллельно решая задачу развития умений культурно отдыхать, формируя эстетическую сторону, воспитывать раскованность;

ü           беседы, лекции, встречи с интересными людьми;

ü           формирование групп ЛФК;

ü           формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов школы.

 

7.  Пропаганда ЗОЖ, формирование понимания физиологии здоровья, обучение способам оздоровления организма, раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средою как фактор, влияющий в значительной мере на здоровье на уроках:

ü             анатомия и физиология человека;

ü             ботаника;

ü             биология; Ш химия;

ü             физическая культура;

ü             ОБЖ;

ü             классные часы, уроки этикета.

ü              

Этот блок связан со следующими вопросами:

-      духовный настрой-через психику мы строим своё тело;

- высокое целеполагание означает также преобразование окружающей действительности, начиная с самого себя;

-     активная духовная и физическая жизнь;

-     желание быть здоровым, формировать потребность быть здоровым;

-    сфера взаимодействия «мужчина-женщина», таящая огромные резервы здоровья, семейные отношения как важные сопутствующие факторы.

 

8.  Вовлечение родителей в совместную деятельность по реализации программы:

ü      вести активную работу с родителями, чтобы в каждой семье были лыжи, домашние спортивные принадлежности, чтобы детей приучали делать зарядку, чтобы в субботу и воскресенье предпринимали прогулки на лыжах, в лес и т.д. и т.п.

ü      школьные и классные тематические конференции;

ü      участие родителей в подготовке и проведении общешкольных оздоровительных мероприятий;

ü      поклассное просвещение родителей по данному направлению;

ü      организация родительских лекторий.

ü       

9.   Особое значение имеет установление более тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач.

ü      проведение медосмотров, конкретно спланированных с определённой

      периодичностью;

ü      построение системного учёта состояния здоровья учащихся и

ü      прослеживание изменений;

ü      профессиональный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований в школе;

ü      активная и действенная профилактика инфекционных заболеваний учащихся;

ü      проведение физиотерапевтических оздоровительных мероприятий;

ü      организация медицинского «ликбеза» через классные часы, уроки ОБЖ,

ü      встречи с медицинскими работниками;

ü      обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

 

10. Исследовательская работа. Мониторинг:

ü      подведение итогов внутришкольных соревнований и выступлений сборных команд школы в районной спартакиаде;

ü      анкетирование;

ü      тестирование учащихся (определение уровня физической подготовленности учащихся 3 раза в год).

Ожидаемые результаты:

ü      укрепление здоровья школьников;

ü      раннее выявление и предупреждение развития пограничных состояний;

ü      снижение заболеваемости;

ü      совершенствование физического развития и улучшение функционального

ü      состояния органов и систем;

ü      сокращение сроков восстановления здоровья детей после острых или рецидивов хронических заболеваний.

 

 

Данный проект программы «Здоровье» рассчитан на реализацию в течение 3-4 лет и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.

Hosted by uCoz